пророком милосердия сайт

Всемирная мусульманская лига - Глобальная комиссия по введению Посланник

Hadiz 1

1) Его руководство относительно начала молитвы и чтения Корана в молитве:

1. Когда он вставал на молитву то произносил  اللهُ أكْبَرُ (Аллах Превелик!) – такбиратул ихрам, не произнося до этого ничего другого, и  никогда не делал намерение вслух.

2. Вместе с этим он поднимал руки  до уровня плеч или до уровня кончиков ушей, держа пальцы врозь и направив ладони в сторону к'иблы (в направлении Ка'абы – дома в Запретной мечети в Мекке), а затем  возлагал правую руку на левую.

3. Иногда он начинал молитву со следующего ду'а (мольбы):

اللَّهُمَّ بَاعِدْ بَيْنِي وَبَيْنَ خَطَايَايَ كَمَا بَاعَدْتَ بَيْنَ المَشْرِقِ والـمَغْرِبِ, اللَّهُمَّ اغْسِلْنِي مِنْ خَطَايَايَ بالماءِ والثَّلْجِ والْبَردِ, اللَّهُمَّ نَقِّنِي مِنَ الذُّنُوبِ والخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ

«О Аллах, отдали меня от моих грехов, как ты отдалил восток от запада. О Аллах, омой  меня от моих грехов снегом, водой и градом. О Аллах, очисти меня от грехов и прегрешений, как  очищают белую одежду от грязи»  (Муттафак'ун  'алайхи).

Иногда начинал мольбой:

وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاواتِ والأرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَمَا أَنَا مِنَ المُشْرِكِينَ, إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي للهِ رَبِّ العَالَمِينَ, لَا شَرِيكَ لَهُ, وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ, وَأَنَا أَوَّلُ المُسْلِمِيْنَ

 «Я обратил своё лицо к тому, кто создал небеса и землю, будучи покорным, поклоняющимся единому Аллаху, и я не отношусь к многобожникам. Поистине, моя молитва,  моё жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварищей; это мне было велено, и я первый из покорившихся»  (Муслим).

4. После ду'а  он говорил:

  أَعُوذُ باللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

 «Прибегаю к Аллаху от зла проклятого, побиваемого камнями шайтана», а затем читал суру «Фатиха».

5. Он делал два раза небольшую остановку. Он делал остановку  между такбиратул ихрам и чтением Корана, а насчёт второй остановки есть разногласия среди учёных: передано, что он делал это после чтения суры «Фатиха», так же передано, что перед  руку'  (поясным поклоном).

6. После чтения «Фатихы», он приступал к чтению какой-либо другой суры. Иногда он удлинял чтение, а иногда читал коротко в силу обстоятельств, будучи в пути или по какой-либо другой причине. Но в большинстве случаев его чтение было средней продолжительности.

7. На фаджр (утреннюю молитву) он читал от 60 до 100 аятов. Он читал такие суры как «К'оф», «Рум», «Изаш шамсу куввирот», читал «Иза зулзилатил арду зилзалаха» в обоих ракатах, а также читал «му'аввизатайн» (две последние суры), будучи в пути. Однажды он начал читать суру «Муъминун» и в первом ракате, когда дошёл до упоминания Мусы и Харуна (мир им) у него случился приступ кашля, и он ушёл в поясной поклон.

8.  На пятничную молитву, он читал суры «Саджда» и «Хал  ата  'алал инсани».

9.  Что же касается зухра (полуденной молитвы), то он ее иногда  продлевал. В молитве аср (предвечерняя молитва), если он продлевал чтение, то продлевал ее на половину продолжительности зухра, а если читал коротко, то это составляло длину молитвы зухр.

10. Что касается маг'риба (вечерней молитвы), то однажды он прочёл суру «Тур», а однажды суру «Мурсалат».

11. В молитве 'иша (ночной молитве) он прочёл суру «Тин», рекомендовал Му'азу читать суры  «Ваш шамси ва духаха»,  «Саббихисма роббикал а'ла»,  «Валлайли иза йаг'ша» и подобные им суры, и порицал чтение им суры «Бак'ара».

12. Его обыкновением было читать суру полностью, иногда он читал её в обоих ракатах, иногда читал  начало суры, но чтение конца суры или её середины от него не передано.

Что же касается чтения двух сур в одном ракате, то он делал это в дополнительных молитвах. Он редко читал одну и ту же суру в двух ракатах. Он не читал  какую-то определенную суру в какой-либо определенной молитве, кроме как в пятничной и двух праздничных молитвах.

13. Целый месяц в утренней молитве, после поясного поклона, он читал ду'а к'унут, а затем оставил это. Он читал к'унут в силу определенных обстоятельств, а когда трудности проходили, он оставлял его. Его обычаем было читать к'унут собственно при бедствиях, и он делал его не только в утренних молитвах.

2) Его руководство относительно способа совершения молитвы:

1. Во всех молитвах он читал первый ракаат дольше, чем второй.

2. Когда он заканчивал чтение, останавливался, чтобы перевести дух, затем поднимал руку, произнося такбир, и уходил в поясной поклон и возлагал ладони на колени, будто сжимая их. Он отодвигал и расставлял свои локти в стороны от боков и распрямлял свою спину и держал её ровно. Он  устойчиво стоял в таком положении и не опускал голову слишком низко (т.е. его голова не свисала) и не поднимал её слишком высоко, а держал наравне со спиной.

3. В поясном поклоне он иногда говорил:

    سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ

«Пресвят мой великий Господь» (Муслим),

а иногда

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ رَبَّنَا وَبِحَمْدِكَ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي

«О Аллах, наш Господь, Свят Ты и достоин хвалы. О Аллах прости меня»    (Муттафак'ун 'алайхи),

также он говорил: 

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ المَلائِكَةِ والرُّوحِ

«Славен и Пресвят Господь ангелов и Джибрила»  (Муттафак'ун 'алайхи).

4. Его обычный поясной поклон был продолжительностью равной десяти тасбихам (тасбих – восславление Аллаха), продолжительность земного поклона была такой же. Иногда он стоял в поясном и земном поклоне в продолжительность равной стоянию в к'ийаме, но он это делал редко, только  во время ночной молитвы, а  в большинстве случаев его обычаем было средняя равномерная молитва.

5. Он поднимал голову из  руку', поднимая руки, произнося:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Аллах слышит, того кто воздает Ему хвалу»  (Муттафак'ун 'алайхи),

и выравнивал спину. Также он выравнивал спину, когда поднимался из земного поклона. Он говорил:

لَا تُجْزِئُ صَلَاةٌ لَا يُقِيمُ فِيهَا الرَّجُلُ صُلْبَهُ في الرُّكُوعِ وَالسُّجُودِ

«Не действительна молитва человека, который не выпрямил спину, после поясного и земного поклона»  (Абу Давуд, Тирмизий, Насаи, Ибн Маджа).

Когда он выпрямлялся после поясного поклона, говорил رَبَّنَا وَلَكَ الحَمْد,

иногда رَبَّنَا لَكَ الحَمْدُ, а иногда اللَّهُمَّ رَبَّنَا لك الحَمْدُ 

«Вся хвала принадлежит Тебе, о наш Господь!»

6. Он стоял после поднятия из руку'  время равное его стоянию в руку'. Выпрямившись после руку',  он так же говорил:

اللَّهُمَّ رَبَّنَا وَلَكَ الحَمْدُ مِلْءَ السَّمَاوَاتِ وَمِلْءَ الأَرْضِ, وَمِلْءَ مَا بَيْنَهُمَا, وَمِلْءَ مَا شِئْتَ مِنْ شَيءٍ بَعْدُ, أَهْلَ الثَّنَاءِ وَالمجدِ, أَحَقُّ مَا قَالَ الْعَبْدُ, وَكُلُّنَا لَكَ عَبْدٌ, لَا مَانِعَ لِمَا أَعْطَيْتَ وَلَا مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ، وَلَا يَنْفَعُ ذَا الجَدِّ مِنْكَ الجدُّ

«Господь наш, хвала Тебе, и пусть она наполнит собой небеса, землю, то, что находится между ними, и то, что ещё Ты пожелаешь. Ты достоин восхваления и прославления. Все мы - рабы  Твои, а самым правильным из того, что может сказать раб, являются слова: «О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным окажется перед Тобой могущество могущественного» (Муслим).

7. После этого он произносил такбир и падал ниц, делал земной поклон. При этом он не поднимал руки, он сначала опускал колени, а затем руки, а затем лоб и нос, при этом его лоб прикасался к земле без головного убора, и головной убор не мешал прикасаться лбу к земле. В основном он делал саджда на голой земле, а также на воде, глине, на маленьком коврике из волокон, используемом только для  того, чтобы молящийся мог положить на неё своё лицо, на обычной подстилке из пальмовых веток и на обделанном меху.

8. При земном поклоне его лоб и нос плотно прикасались к земле. Его руки были отдалены от боков, он раздвигал их настолько, что было видно его подмышки.

9. Он ставил руки на уровне плеч и ушей. Земной поклон он делал  не слишком далеким, и не слишком близким. Кончики пальцев его ног были направлены в сторону к'иблы, его ладони и пальцы рук были распростерты, они не были сильно раздвинуты или сильно сжаты.

10. В саджда он говорил:

سُبْحَانَكَ اللهُمَّ رَبَّنَا وبِحَمْدِكَ, اللَّهُمَّ اغْفِرْلِي

«Безупречен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» (Муттафак'ун 'алайхи),

он так же говорил:

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ المَلَائكةِ والرُّوحِ

«Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа!» (Муслим).

11. После этого он поднимал голову, произнося такбир и не поднимая рук, затем он простирал свою левую ногу по земле, подгибая её под себя, и усаживался на неё, поставив вертикально ступню правой ноги (сидение ифтираш). Он ставил руки на  бёдра так, что кончики пальцев прикасались к коленьям,  два пальца правой руки он сжимал в круг и поднимал один палец и двигал им, и произносил  следующий дуа:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي, وارْحَمْنِي, وَاجْبُرنِي, وَاهْدِنِي, وَارْزُقْنِي

«О Аллах, прости меня и помилуй, дай мне силы, возвысь меня, наставь меня на прямой путь, даруй мне прощение и средства к существованию!» (Абу Давуд, Тирмизий, Ибн Маджа).

12. В этом положении он находился столько же, сколько  в земном поклоне.

13. Затем он поднимался на ноги, опираясь на бёдра, поднявшись, начинал чтение Корана и не делал паузы как в начале молитвы. Он совершал второй ракаат, точно также как и первый, за исключением четырех отличий: пауза, ду'а истифтах, такбиратул ихрам и  продолжительность чтения (первый ракаат был длиннее, чем второй, но иногда он продлевал и второй до тех пор, пока не затихали шаги опоздавших).

14. Когда он садился на ташаххуд, он возлагал левую руку на левое бедро, а

правую руку на правое бедро  и поднимал указательный палец правой руки.  Не поднимал его слишком высоко и не слишком опускал его, а слегка сгибал и двигал им. Мизинец и безымянный палец он сжимал в кулак, средний и большой палец сжимал в кольцо, а свой взор направлял на указательный палец.

15. В этом положении он всегда произносил ташаххуд и обучал своих сподвижников произносить его

التَّحِيَّاتُ للهِ وَالصَّلَواتُ والطَّيِّبَاتُ, السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّها النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وبَرَكَاتُهُ, السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ, أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ, وأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

«Приветствия и молитвы, и все благие слова – Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник» (Муттафак'ун 'алайхи).

Он читал ташаххуд быстро, так  как будто бы он сидел на раскаленном камне. Он поднимался с ташаххуда усилиями ступней и коленей, опираясь на бёдра. Здесь он поднимал руки. Затем он читал только суру «Фатиха». Но иногда и на последние два ракаата он читал какую-нибудь суру кроме «Фатихы».

16.  Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) садился на последний ташаххуд в положении таваррук: он садился на землю на ягодицы, верхняя часть его левого бедра находилась на земле, а обе ступни были высунуты с одной (т.е. с правой) стороны (Абу Давуд).

Иногда он просовывал свою левую ступню под бедро и голень правой ноги и ставил вертикально ступню своей правой ноги, а порой простирал и её на землю.

Он возлагал правую руку на своё правое бедро, сжимал 3 пальца и поднимал указательный палец. 

Он просил ду'а

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ, وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَسِيْحِ الدَّجَّالِ, وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتنَةِ المحيَا والمماتِ, اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ المأثَمِ والمَغْرَمِ

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и я прибегаю к Твоей защите от искушений Даджала и я прибегаю к Твоей защите от искушений жизни и смерти. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от греха[1] и от долга» (Бухари).

После этого он давал салам (приветствие – السلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ (мир вам и милость Аллаха)) направо и налево.

17. Он велел совершающему молитву сделать перед собой сутрой (преградой)  хотя бы стрелу или палку. Будучи в пути, в открытой местности он водружал  копье  и молился перед ним, оно служило ему сутрой. Иногда  ставил перед собой верховое животное, а иногда ставил его  седло.

18. Если он молился перед стеной, то оставлял между собой и стеной место достаточное для прохода одного барана и не отдалялся далеко от нее, а приказывал держаться близко к сутре.

3) Его действия во время молитвы:

1. Во время молитвы он не оглядывался по сторонам.

2. Он не закрывал глаза во время молитвы.

3. Когда он стоял в молитве, он склонял свою голову. Он приступал к молитве и хотел продлить ее, он слышал плач ребенка во время молитвы и укорачивал её, боясь принести страдания его матери.

4. Он совершал обязательную молитву, посадив свою внучку себе на шею. Когда он стоял то поднимал ее, когда делал руку' и саджда, то опускал ее на  землю.

5.Когда он молился, его внуки Хасан и Хусейн  залезали ему на спину, и он продлевал саджда, не желая уронить их.

6. Когда он молился, приходила Айша, и он открывал для нее двери, не прерывая молитву, затем возвращался на свое место и продолжал молитву.

7. Совершая молитву, он отвечал на приветствие, поднятием руки.

8. Во время молитвы при нужде он вздыхал, плакал во время нее и кашлял.

9. Он иногда молился без обуви, а иногда в ней и повелевал совершать молитву в обуви  вопреки иудеям.

10. Иногда он молился в одной одежде, а иногда, и это было в большинстве случаев, в двух одеждах.

4) Его руководство относительно того, что он делал после молитвы:

1.  После приветствия он трижды просил прощения грехов, затем говорил:

اللَّهُمَّ أَنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلَامُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الجَلالِ والإِكْرَامِ

«О Аллах, Ты - Мир (Салам - одно из имён Аллаха, указывающее на свободу от каких бы то ни было недостатков.) и от Тебя мир (т.е. Ты избавляешь от любых бед и недостатков), благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!» (Муслим).

Он оставался сидеть, обратившись в сторону к'иблы отрезок времени равный произнесению этих дуа,  затем он быстро поворачивался в сторону молящихся за ним. Он поворачивался к ним и через правую сторону и через левую.

2. Закончив утреннюю молитву, он оставался сидеть на своем месте до восхода солнца.

3.   После каждой обязательной молитвы он говорил:

لَا إلهَ إلَّا اللهُ, وَحدَهُ لَا شَرِيْكَ لَهُ, لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شيءٍ قَدِيرٌ, اللَّهُمَّ لَا مانعَ لِمَا أَعْطَيْتَ, وَلَا مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْتَ ولا يَنْفَعُ ذَا الجَدِّ مِنْكَ الجَدِّ

«Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала. Он над всякой вещью мощен! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом» (Муттафак'ун  'алайхи).

ولَا حَوْلَ ولَا قُوَّةَ إلَّا باللهِ, لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ, وَلَا نَعْبُدُ إِلَّا إياهُ, لَهُ النِّعْمَةُ وَلَهُ الفَضْلُ, وَلَهُ الثَّنَاءُ الْحَسَنُ, لَا إلهَ إلَّا اللهُ, مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ

«Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха! Он оказывает благодеяния, Он обладает высшими достоинствами и Ему достойная похвала! Нет бога, кроме Аллаха, и мы искренны в религии перед Ним, даже если это и не нравится неверным» (Муслим).

4. Он наставил свою умму после каждой обязательной молитвы произносить по тридцать три раза  سبحانَ اللهِ  (пречист Аллах!), الحمدُ للهِ (хвала Аллаху!),

 اللهُ أكبرُ (Аллах превелик!) и дополнить до ста произнесением:

                                لا إلهَ إلَّا  اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيْكَ لَهُ, لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَديرٌ 

(Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он над всякой вещью мощен!). 

5) Его наставления относительно дополнительных молитв и ночного стояния:

1.  Он совершал общепринятые  сунны и дополнительные намазы, которые делаются без какой-либо причины у себя дома, особенно сунну маг'риба. Он постоянно совершал десять ракаатов сунны, если он не был в пути: 2 ракаата до зухра и 2 после, 2 ракаата после маг'риба, 2 ракаата после ночного и 2 ракаата до фаджра.

3. Строже всего из всех дополнительных молитв он соблюдал сунну фаджра и не оставлял ее и витр, ни дома, ни в пути, и не передано, что он совершал в пути другие сунны.

4. После сунны фаджра он ложился на правый бок.

5. Иногда он совершал до зухра 4 ракаата. Когда он пропустил 2 ракаата после зухра, то восполнил ее после асра.

6. В большинстве  случаев он совершал ночную молитву стоя, иногда он молился сидя, а иногда читал суру сидя, а незадолго до её окончания, поднимался и завершал чтение, стоя, после чего совершал руку'.

7. Он совершал 8 ракаатов, давая салам после каждых 2 ракаатов. Затем он совершал 5 ракаатов витра, садясь на ташаххуд только на последнем ракаате. Или же совершал 9 ракаатов витра, садясь на ташаххуд  только  в 8-м ракаате, затем, не давая салам, поднимался на 9-й  ракаат, в котором читал ташаххуд и давал салам. После того как он давал салам совершал 2 ракаата, или же совершал витр 7 ракаатов подобно тому как он совершал упомянутые девять ракаатов, а затем совершал 2 ракаата сидя.

8. Он читал витр вначале,  в середине и в конце ночи. Он сказал: «Пусть последней вашей молитвой в ночь будет витр»  (Муттафак'ун 'алайхи).

9. Он совершал 2 ракаата после витра, иногда читал Коран, сидя и вставал, перед тем как пойти на руку'.

10. Когда его одолевал сон или боль, то он совершал 12 ракаатов днем.

11. Иногда он выстаивал ночную молитву, читая один и тот же аят, повторяя его до самого утра.

12. Он иногда читал ночную молитву про себя, а иногда вслух, иногда продлевая молитву, а иногда облегчая ее.

13. В витре он читал «Саббихисма роббикал а'ла», «К'ул йа айухал кафирун»  и  « К'ул хуваллоху ахад». После приветствия он говорил:

سبحان الملك القدوس

«Пречист Святой, Царь судного дня!» (Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа)  3 раза, на третий раз  протяжно  и поднятым голосом.

 

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Слово ''ма'сам'' означает  то, что заставляет человека грешить, либо сам грех (пер.)